К главной странице
Фонды и Коллекции

Коллекция собиновских материалов складывалась на протяжении без малого полувека. Первые собиновские мемории пердала в ярославский краеведческий музей в 1953 году вдова певца Нина Ивановна Собинова (урожденная Мухина).

Это были костюмы, ноты, фотографии, книги.

Затем коллекция пополнялась дочерью певца – Светланой Леонидовной Собиновой-Кассиль, родственниками, сотрудниками музея, коллекционерами Ярославля, Москвы, Петербурга.

На сегодняшний день фонды музея включают обширный материал, который с исключительной полнотой представляет культурное наследие великого русского оперного певца.


Автограф

Наиболее ценной частью собиновского фонда является фототека. Она включает в себя около тысячи единиц хранения и является самой крупной в стране. Это фотографии и фотооткрытки, запечатлевшие Л.В. Собинова в оперных партиях и исполненные известными в свое время фотомастерами, фотографии близких, друзей, партнеров, музыкальных деятелей, с которыми певца связала творческая судьба.

Музей располагает крупнейшей фототекой певца - около 800 единиц хранения. Она включает фотографии и фотооткрытки, запечатлевшие Л. В. Собинова в ролях его обширного оперного репертуара, исполненные известными в свое время фотомастерами:

Особенную ценность составляют фотографии с автографами певца, а также фотографии знаменитых певцов итальянской и русской сцены с дарственными надписями Л. В. Собинову.




Документы.
Мемориальные. Почти весь личный архив семьи передан в Центральный Государственный архив литературы и искусства, наиболее интересные:
  •  духовное завещание отца - Виталия Васильевича Собинова, составленное перед смертью, 1912 г.;
  • письма Л. Собинова близким, присланные из первой в его жизни поездки в Италию, 1900 г.;
  • вариант автобиографии, написанный Л. В. Собиновым в 1929 г. и др.
Особое место занимают документы, принадлежавшие старшим сыновьям - Борису Леонидовичу и Юрию Леонидовичу:
  • ноты (автографы) фортепианных и вокальных произведений, созданных Б. Л. Собиновым в эмиграции – в Берлине, где он закончил Высшую школу искусств, стал профессором, преподавателем, композитором. Эти произведения никогда не исполнялись в России.
  • Наброски произведений, принадлежавшие Ю. Л. Собинову, создавались в действующей армии, в которой он служил по окончании в 1915 г. юнкерского училища (среди них - мистическая поэма "Последнее воплощение доктора Фауста").
  • Обширный комплекс документов, рассказывающий о жизни и судьбе старшего брата Геннадия Витальевича Собинова поступил в фонды от племянницы Л. В. Собинова Елены Геннадьевны Собиновой.
Большой художественной ценностью и культурной значимостью обладает коллекция поздравительных адресов по случаю юбилейных торжеств Л. В. Собинова (25-летие сценической деятельности - 1923 г., 35-летний юбилей - 1933 г.). Они содержат автографы выдающихся артистов музыкальных и драматических театров (Большого, Мариинского, Малого, МХАТа, Камерного театра и др.), общественных деятелей, почитателей таланта певца. Это документы, многие из которых являются произведениями искусства, на них можно видеть автографы выдающихся деятелей русской, советской культуры – К. Станиславского, В. Качалова, М. Лилиной, А. Таирова, А. Яблочкиной, В. Пашенной и многих других. (Всего около 100 единиц хранения).

АфишаПечатные издания - большой массив материалов: программы, рекламные издания, клавиры, ноты с пометками певца, раскрывающие творческую лабораторию артиста; программы , отражающие общественную, благотворительную деятельность, а также программы вечеров памяти, периодические издания с рецензиями на выступления Л. В. Собинова (прижизненные и посмертные), исследовательская литература известных теоретиков музыки, биографов Л. В. Собинова. (Всего около 350 единиц хранения.)




Коллекция граммофонных и патефонных пластинок
Ария Ленского из оперы "Евгений Онегин". П. И. Чайковский. Л. В. Собинов.
Каватина князя из оперы "Русалка". А. С. Даргомыжский. Л. В. Собинов, аккомпаниатор Д. Г. Корнилов.

Это уникальные документы эпохи, которые донесли до нас голос певца. Собрание граммофонных пластинок не так велико – 39 единиц хранения, но ими представлены все сеансы звукозаписи, осуществленные Л.В. Собиновым совместно с английской фирмой «Граммофон» и французской фирмой «Патэ» в период с 1901 по 1911 гг. Особенную ценность среди них представляют довольно редко встречающиеся в коллекциях пластинки 1-го сеанса звукозаписи 1901 г. - т.н. "миньон" - односторонняя пластинка d = 17,5 см и пластинка 1904 г. - "гигант" d = 30 см с красным этикетом, где наряду с именем певца-исполнителя указано имя аккомпаниатора, такая честь была оказана только Д. Корнилову - выдающемуся русскому пианисту, поэтому вся серия 1904 г. получила название "корниловской". Эти пластинки – звучащие документы, относящиеся к тому периоду, когда к Л.В. Собинову пришла всероссийская слава и он был на пороге мировой известности. Все пластинки, записанные Л. В. Собиновым на фирме "Граммофон", имеют красный или розовый этикет, которого удостаивались только "экстра"-певцы, в России такой привилегией пользовались только трое: Ф. Шаляпин, Л. Собинов и Д. Смирнов. Поздние записи 1910 - 1911 гг. представлены в коллекции лучше, они технически более совершенны. Именно поздние записи тиражировались и в более поздние годы, в т. ч. и в советское время.В собрании музея количество пластинок насчитывает порядка 100 единиц хранения. Наибольшую ценность среди них представляют собой пластинки первых сеансов – петербургского и московского 1901 г. и сеанса 1904 г. Таких экземпляров сохранилось немного в музейных собраниях и частных коллекциях.


Собинов Л.В. в роли Ленского из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин". 1898 г. Подлинной жемчужиной собиновского собрания является коллекция сценических костюмов, театральных аксессуаров и реквизита. Ценность этой коллекции обусловлена не только большой художественной ценностью костюмов, но также и тем, что это еще одна грань творчества Л.В. Собинова. Он лично участвовал в процессе создания костюма, добиваясь точного соответствия той или иной исторической эпохе. Некоторые из костюмов были исполнены в Италии, где певец готовил многие оперные партии своего репертуара, другие выполнены в России. Некоторые из костюмов следует выделить особо:

  • одним из первых личных костюмов Л.В. Собинова был костюм Князя(опера «Русалка» А. Даргомыжского)
  • костюм Эрнесто к опере «Дон Паскуале» Г. Доницетти, в которой он дебютировал на сцене театра Ла Скала в Милане
  • костюм В. Ленского к опере «Евгений Онегин» П. Чайковского
  • костюм Альфреда к опере «Травиата» Дж. Верди, созданный в Италии.

Многие из них сохранили на изнаночной стороне автографы певца, записи, сделанные рукой гардеробмейстера, удостоверяющие принадлежность того или иного костюма Л.В. Собинову, клейма портных, изготовивших костюмы для певца.




Немногочисленным, но интересным является собрание живописных работ.

Оно включает портреты членов семьи Собиновых ( в т.ч. работы Юрия Собинова), работы Андерсон, посвященные сценическим образам Л.В. Собинова.


Дары

Свою необычную историю имеют дары музею, среди них:

  • визитная скатерть из дома Иды Калина в Москве, приобретенная на аукционе Кристи в Лондоне и сохранившая автографы К. Станиславского, О. Книппер - Чеховой, В. Качалова, Л. Собинова и др. Это дар Советского фонда культуры.
  • комплекс материалов, принадлежавших Л.В. Неждановой – дар музея-квартиры Неждановой в Москве.


Семейные реликвии

Особое место в собиновском собрании занимают семейные реликвии, относящиеся к ярославскому периоду в жизни семьи – это мебель, бытовые предметы, принадлежавшие деду – Василию Григорьевичу Собинову, отцу – Виталию Васильевичу, матери – Екатерине Федоровне, сестрам, братьям. Самой главной реликвией семьи Л.В. Собинов считал подушку, на которой родились все дети Собиновской семьи - новорожденного младенца укладывали на подушку, она «слышала» их первый крик.

Столь же значимым является комплекс материалов, связанный с кончиной Л.В. Собинова; плед, которым он укрывался, шприц, которым Л.В.Собинову был сделан последний укол, книга, которую он читал перед кончиной. (фото).


ПЛАНЫ
  1. Мы надеемся завязать контакты с частными лицами, государственными архивами, чтобы вести поиск недостающих материалов. В Берлине, где жил Б. Л. Собинов, возможно, сохранился архив Высшей школы искусств, которую Б. Л. Собинов закончил, где затем стал преподавателем, профессором. Материалы Л. В. Собинова, возможно, сохранились в Милане, где у него были постоянные ангажементы в период с 1904 по 1914 гг., в лондонском архиве фирмы "Граммофон" (ныне концерн EMI Music), но необходимо вести их поиск, осуществлять контакты с заинтересованными коллегами, специалистами.
  2. Концепция развития музея в настоящее время реализована не полностью, она предусматривает развитие в перспективе целого музейного комплекса: восстановление городской усадьбы Собиновых с многочисленными хозяйственными постройками, в которых будет сведена в единое целое вся коллекция собиновских материалов, а также размещены лингафонный кабинет для прослушивания обширной музейной фонотеки, выставочный зал, хоровой класс.