К главной странице

Л.В. Собинов получил музыкальное образование в Московском филармоническом училище, основанном в начале 70-х годов 19 в. Петром Адамовичем Шостаковским. Единственными музыкальными впечатлениями детства были поющие руские люди, пение в домашнем кругу, а также занятия в хоре гимназии им. Александра I Благословенного, которым руководил регент А.Воробьев.

В 1892 г. начались занятия Л.В. Собинова в классе педагога Александра Михайловича Додонова, в прошлом выдающегося певца московской оперной сцены, через год занятий Л.В. Собинов был переведен сразу на III курс.

К моменту завершения учебы, почувствовав неудовлетворенность результатами, Л.В. Собинов продлевает учебу на год и заканчивает училище у педагога по вокалу Александры Александровны Сантагано-Горчаковой.

В апреле 1897 г. состоялся выпускной экзаменационный спектакль, на котором Л.В. Собинов пел партию Фернандо из 4 действия оперы Доницетти "Фаворитка" и Ромео из оперы Ш. Гуно "Ромео и Джульетта".

В апреле 1897 г. Л.В. Собинов участвовал в прослушивании в Большом театре. 24 апреля 1897 г. состоялся его дебют в Большом театре в партии князя Синодала в опере А.Рубинштейна "Демон".

После успешного дебюта был заключен первый контракт сроком на 2 года. Началась служба певца на российской Императорской сцене. Художественному, вокальному развитию Л.В. Собинова много дало сближение с А.М. и М.С. Керзиными, основателями керзинского музыкального кружка, который был заметным явлением в музыкальной жизни Москвы и много сделал для пропаганды современной русской музыки, русских романсов, составлявших основу концертного репертуара Л.В. Собинова.

Именно в керзинском кружке Л.В. Собинов начал свою концертную деятельность, впервые выступив на керзинских вечерах в ноябре 1896 г. Л.В. Собинову принадлежит важное высказывание, объясняющее, почему в его концертном репертуаре занимал такое большое место русский романс: "... я очень высокого мнения о русской романсовой литературе, и, признаюсь, исключительно ей я обязан своим музыкальным образованием. Я того мнения, что только на русских романсах можно развить музыкальную фразу. В них музыкальное изложение и текст идут рука об руку".

Л.В. Собиновым за время карьеры было исполнено более 40 партий. Особенно сложным был первый год службы, когда он вводится в спектакли, готовит новые партии в довольно короткие сроки, совмещая службу в театре с продолжением юридической карьеры (он служил помощником присяжного поверенного в Московском окружном суде). Первыми партиями, спетыми Л.В. Собиновым на сцене Большого театра после дебюта были: Баян в опере Глинки "Руслан и Людмила", Владимир Игоревич в опере А.Бородина "Князь Игорь", Ионтек в опере С.Монюшко "Галька", Джеральд в опере Л.Делиба "Лакме". На казенной сцене императорских театров Москвы и Петербурга было сильным влияние итальянской школы пения, где драматическому воплощению образов не придавалось большого значения. Л.В. Собинов одним из первых среди теноров старался создавать на оперной сцене не только вокальные, но и вокально-сценические образы.

Во втором сезоне 1898-99 г. на сцене Большого театра Л.В. Собинов исполнил свыше 14 партий, многие из которых были премьерами и требовали большой работы. Он почти ежедневно был занят в театре, причем уроки по партиям и сценические репетиции перемежались с оркестровыми репетициями и спектаклями.

Во втором сезоне Л.В. Собинов исполнил Владимира Игоревича и Синодала, Баяна и Ленского, Фауста и Вальтера ("Тангейзер" Р.Вагнера), Ионтека и Альфреда("Травиата" Верди), Герцога("Риголетто" Дж. Верди), Фабия("Песнь торжествующей любви" А.Симона), Соловья ("Забава Путятишна" М.Иванова), молодого рыбака Янника ("Рыбаки" А.Симона), Андрея в "Мазепе", Джеральда в "Лакме" Делиба. Такие партии как Ленский, Фауст, Герцог, Альфред, Джеральд, Ионтек являются для каждого певца результатом подчас всей творческой деятельности, а здесь сложнейшие партии были спеты за один - два сезона. А кроме особо ответственных партий были исполнены такие как Вагоа ("Юдифь" А.Серова), Янг("Бронзовый конь" Обера), Жоффрура Рюдель ("Принцесса Греза" Ю.Блейхмана), Мури("Сын мандарина" Ц.Кюи) и др.

За годы артистической деятельности Л.В. Собинов исполнил на оперной сцене 42 партии. Первые две – Рулевой в опере "Моряк-скиталец" и Арлекин в "Паяцах" – он приготовил и спел в спектаклях итальянской оперы будучи студентом Филармонического училища. Премьеры 40 партий приходятся на 18 лет: с 1897 по 1914 г. Половину списка опер составляют сочинения отечественных композиторов; 14 из 20 русских ролей были исполнены в постановках поизведений Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Кюи, Серова, Рубинштейна. Вторую половину списка составляют произведения итальянских, французских, немецких композиторов. И лишь одна треть спетых партий входила в перечень ролей, которые Л.В. Собинов исполнял на протяжении многих лет.

Сам певец признавался, что его любимые роли – Ленский, Лоэнгрин, Ромео и Вертер. Л.В. Собинов считал, что не все партии ему удались. Но за время своей карьеры ни в одной роли он не потерпел такого поражения, которое актеры называют "провалом".

Л.В. Собинова привлекали партии, написанные для драматического тенора. Первой такой партией был Андрей в опере Чайковского "Мазепа", но творческого удовлетворения она ему не принесла и была спета только 1 раз. Начинал работать над партией Хозе в опере Бизе "Кармен", но на сцене не пел. Затем последовали партии Самозванца (опера Мусоргского "Борис Годунов"), Каварадосси (опера Пуччини "Тоска"), Л.В. Собинов мечтал о Садко (одноименная опера Римского-Корсакова). Что-то он пел в концертах, что-то исполнял лишь несколько раз. Но особенно желанной была партия Германа в опере Чайковского "Пиковая дама". Впервые он заговорил об этом в 1900 г., работал над ней, но обстоятельства складывались так, что спеть эту партию Л.В. Собинову не удалось. В 1918 г. он включил ее в договор, когда выступал в спектаклях музыкальной драмы в Петрограде. Гражданская война прервала эти гастроли. Вторично он имел возможность исполнить партию Германа в 1925 г. на сцене Большого театра, но из-за разногласий с режиссером И. Лапицким по трактовке образа Германа Л.В. Собинов не спел этого спектакля. Партию Германа Л.В. Собинов спел в узком кругу друзей, которые высоко оценили это исполнение.

Партии драматического репертуара, подготовленные, но не спетые, Л.В. Собинов не считал пустой работой, он полагал, что это обогащает голосовые возможности певца.


  1. Арлекин - "Паяцы" Р.Леонкавало
  2. Рулевой - "Моряк-скиталец" Р.Вагнера
  3. Синодал - "Демон" А.Рубинштейна
  4. Баян - "Руслан и Людмила" М.Глинки
  5. Владимир Игоревич - "Князь Игорь" А.Бородина
  6. Фауст - "Фауст" Ш. Гуно
  7. Вальтер -"Тангейзер" Р.Вагнера
  8. Ионтек - "Галька" С.Монюшко
  9. Фабий - "Песнь торжествующей любви" А.Симона
  10. Герцог - "Риголетто" Дж. Верди
  11. Соловей - "Забава Путятишна" М.Иванова
  12. Янник - "Рыбаки" А.Симона
  13. Князь - "Русалка" А.Даргомыжского
  14. Андрей - "Мазепа" А.Чайковского
  15. Джеральд - "Лакме" Л.Делиба
  16. Альфред - "Травиата" Дж.Верди
  17. Янг - "Бронзовый конь" Д.Обера
  18. Вагоа - "Юдифь" А.Серова
  19. Рюдель - "Принцесса Греза" Ю.Блейхмана
  20. Берендей - "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова
  21. Гондольер - "Анджело" Ц.Кюи
  22. Самозванец - "Борис Годунов" М.Мусоргского
  23. Мури - "Сын Мандарина" Ц.Кюи
  24. Ромео - "Ромео и Джульетта" Ш.Гуно
  25. Фауст - "Мефистофель" А.Бойто
  26. Вильгельм - "Миньон" А.Тома
  27. Надир - "Искатели жемчуга" Ш.Гуно
  28. Лионель - "Марта" Ф.Флотова
  29. Вертер - "Вертер" Ж.Массне
  30. Эрнесто - "Дон Паскуале" Г.Доницетти
  31. Фра-Диаволо - "Фра-Диаволо" Д.Обера
  32. Де Грие - "Манон" Ж.Массне
  33. Фентон - "Фальстаф" Дж. Верди
  34. Лоэнгрин - "Лоэнгрин" Р.Вагнера
  35. Левко - "Майская ночь" Н. Римского-Корсакова
  36. Финн - "Руслан и Людмила" М.Глинки
  37. Пленник - "Кавказский пленник" Ц.Кюи
  38. Рудольф - "Богема" Дж. Пуччини
  39. Орфей - "Орфей и Эвридика" К.Глюка
  40. Владимир - "Дубровский" Э.Направника
  41. Каварадосси - "Тоска" Дж.Пуччини

В творчестве Л.В. Собинова было порядка 10 партий, над которыми он работал, иногда упорно, но не исполнял публично, или исполнял в узком кругу или в концертах: Хозе - "Кармен" Ж.Бизе, Герман - "Пиковая дама" П.Чайковского, Дон Жуан - "Каменный гость" А.Даргомыжского, Алеша Попович - "Добрыня Никитич" А.Гречанинова, Паоло - "Франческа да Римини" Э.Направника, Молодой цыган - "Алеко" С.Рахманинова, Эльвино - "Сомнамбула" В.Беллини, Граф Альмавива - "Севильский цирюльник" Дж. Россини, Фернандо - "Фаворитка" Г.Доницетти, Моцарт - "Моцарт и Сальери" Н. Римского-Корсакова.


Концертный репертуар

Концертный репертуар Л.В. Собинова был просто огромен.
В него входили произведения русских композиторов:

П.Аренского, М.Багриновского, М.Балакирева, П.Бларамберга, А.Бородина, Варгина, М.Глинки, Р.Глиэра, Н.Голованова, А.Гречанинова, А.Гурилева, К.Давыдова, А.Даргомыжского, А.Зилоти, В.Зиринга, М.Иванова, М.Ипполитова-Иванова, В.Калинникова, П.Карасева, А.Кастальского, Г.Конюса, А.Корещенко, Ц.Кюи, М.Мусоргского, Э.Направника, Л.Николаева, П.Оленина, Ю.Померанцева, С.Рахманинова, П.Ренчицкого, Н.Римского-Корсакова, А.Рубинштейна, Ю.Сахновского, Н.Соколова, С.Танеева, П.Чайковского, Н.Черепнина, Л.Якобсона. Основу концертного репертуара составляли произведения композиторов: М.Глинки, Ц.Кюи, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, С.Рахманинова. Л.В. Собинову были посвящены романсы: "Знакомые звуки" П.Аренского, "Солнце нижет лучами" П.Карасева, "Арион", "Буря", "Ветер перелетный", "Какое счастье", "Сей день я помню" С.Рахманинова, "Вечерняя звезда" (трио), "Часы" Ю.Сахновского.

В репертуар Л.В. Собинова входило несколько русских народных песен, которые были любимы в семье Собиновых, памятные ему с детских лет: "Ах, ты, ноченька", "Последний нонешний денечек", "Уж я золото хороню", "Уж я полем шла".

Произведения западно-европейских композиторов, входившие в Собиновский концертный репертуар:

Ф.АбтСеренада
А.Адан"Гимн рождеству" (с хором)
Г.Берлиоз"Осуждение Фауста" драматическая легенда
Ария Инаса из оперы "Троянцы в Карфагене"
Л.Бетховен"Аделаида". Партия тенора из 9 симфонии
Ж.БизеРоманс Надира из оперы "Искатели жемчуга"
А.БойтоЭпилог Фауста из оперы "Мефистофель"
Р.ВагнерДуэт Эльзы и Лоэнгрина, прощание с Лебедем и рассказ Лоэнгрина из оперы "Лоэнгрин"
Любовная песнь Зигмунта из оперы "Валькирия"
Песни Вальтера из оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры"
Г.ВенявскийПеснь Антара.
Дж.ВердиДуэт Альваро и Леоноры из оперы "Силы судьбы".
Дуэты Виолетты и Альфреда из оперы "Травиата".
Песенка Герцога из оперы "Риголетто".
Реквием.
К.ГлюкАрия Адмета из оперы "Альцеста".
Ария Орфея из оперы "Орфей и Эвридика".
Ш.Гуно"Долина", "Цецилия".
Дуэт Ромео и Джульетты из одноименной оперы.
Л.Денца"Шепнув: прости...".
У.ДжорданоАрия Андре Шенье из оперы "Андре Шенье".
Г.ДоницеттиСеренада Эрнесто с хором из оперы "Дон Паскуале".
Д.Каччини"Амарилли".
Р.ЛеонкаваллоАриозо Арлекина из оперы "Паяцы".
Ф.ЛистСоло в финале симфонии "Фауст".
П.МасканьиРоманс из оперы "Друг Фриц".
Ж.Массне"Осенняя дума".
Грезы Де Грие из оперы "Манон".
Строфы Оссиана из оперы "Вертер".
Э.МогавероКолыбельная песня.
С.МонюшкоДумка Ионтека из оперы "Галька".
В.МоцартРоманс из оперы "Все они таковы".
О.Николаи"Слово" (дуэт).
Дж.ПуччиниАрия Каварадосси из оперы "Тоска".
К.СиндингСеренада.
А.ТеналияМадригал.
А.ТомаАрия Вильгельма из оперы "Миньон".
Ф.Тости"Апрель", "Нинон", "Утренняя серенада","Неаполитанская канцонетта".
Фонцо"Maggio".
Ж.Б.Фор"Crucifix".
Ф.Шуберт"Привет тебе".
Р.Шуман"Былые грезы", "Венецианская песнь", "Желание", "Когда слетит к нам чудный май", "Лунная ночь", "Слеза", "Я не сержусь".

В системе императорских театров Л.В. Собинов пел около 20 лет, с 1897 по 1915 г., первые 4 года только в Москве, затем в Москве и Петербурге.

Карьера Л.В. Собинова счастливо совпала с периодом творческого подъема Большого и Мариинского театров. На этих сценах работали такие мастера оперного искусства как дирижеры Э. Направник, Ф. Блюменфельд, А. Коутс в Петербурге; С. Рахманинов и В. Сук в Москве. Рядом с ним на сцене блистали Ф.Шаляпин, А. Нежданова. Такое содружество блистательных музыкантов, певцов, артистов сыграло большую роль в развитии дарований Л.В. Собинова, формировании его как певца. Однако многое Л.В. Собинова не устраивало в системе "казенных театров". Поэтому он дважды порывал с Дирекцией императорских театров, впервые в 1901 г (не возобновив контракта, он в течение 3 лет выступал за рубежом – в Милане, Монте-Карло, Мадриде, а также в частных антрепризах), и в 1915 году – уже окончательно.

К подготовке каждой партии Л.В. Собинов относился чрезвычайно серьезно. Его клавиры испещрены пометками, показывающими отношение его к тексту, стремление к наиболее выразительному произнесению текста на музыке. Тексты либретто часто не устраивали Л.В. Собинова. Многие тексты для него готовил друг и переводчик В.Коломийцов. Но в театрах были общепризнанные тексты, разученные хором и другими солистами. Л.В. Собинову приходилось в сольных местах петь текст В.Коломийцова, в ансамблях и речитативах с партнерами приспосабливаться к старым текстам. Л.В. Собинов всю жизнь писал стихи, часто ему приходилось самому сочинять текст, настолько переводы порой были несовершенны. Как правило, его тексты были более поэтичны и осмысленны. Л.В. Собинов написал тексты к операм "Лоэнгрин", "Искатели жемчуга", "Травиата", "Риголетто" и др., делал переводы к произведениям Шумана, Бетховена, Вагнера. Некоторыми переводами Л.В. Собинова певцы пользуются и сегодня.

В конце 19 века, когда начиналась карьера Л.В. Собинова, на сценах всего мира господствовали итальянская музыка, итальянская опера. Л.В. Собинов рано начал петь в итальянской опере, для этого не нужно было уезжать из России, каждый год великим постом итальянская опера приезжала в Россию, зрители имели возможность знакомиться со знаменитыми итальянскими певцами. В Москве и Петербурге пели Т. Руффо, А.Мазини, Д.Ансельми, М.Баттистини, Шини, Л.Тетрацини, Л.Кавальери и многие другие.

Чтобы делать "европейскую карьеру", нужно было хорошо владеть итальянским. В первый же приезд в Италию в 1900 г. Л.В. Собинов со свойственным ему упорством начал изучать язык, со временем он овладел им в совершенстве. Он, поющий на чужом языке, итальянскими критиками ставился в пример итальянским певцам, настолько хорош был его певческий итальянский язык.


Собинов Л.В. в роли Ленского из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин".  30-е годыПартии, названные Л.В. Собиновым "любимыми" - Ленский, Лоэнгрин, Ромео, Вертер - являются крупным явлением оперного искусства. Л.В. Собинова и сегодня называют "лучшим Ленским русской оперы". Уже одним этим созданием Л.В. Собинов навсегда вписан в историю русской оперы. Над партией, исполненной впервые в 1898 г., Л.В. Собинов работал всю жизнь, оттачивая и совершенствуя ее. Этой партией он и завершил свою карьеру, исполнив Ленского в последний прощальный вечер – 24 мая 1933 г. по случаю 35-летия своей артистической деятельности. По словам известного петербургского критика Э.Старка "здесь произошло то, что редко можно видеть на сцене: исполнитель сливался с исполняемым".


Л.В. Собинов в роли Лоэнгрина из оперы "Лоэнгрин" Р.ВагнераВ партии Лоэнгрина (опера Р.Вагнера "Лоэнгрин") Л.В. Собинов впервые выступил 10 декабря 1908 г. Этому предшествовала огромная работа. Л.В. Собинова не устраивала трактовка оперы, прославляющая героический тевтонский дух. Он провел целое исследование, обратившись к трудам русских и немецких исследователей, и убедился, что основой оперы является кельтская легенда о святой чаше Грааля. Это позволило ему создать абсолютно новую версию оперы. Критика называла этот спектакль "крупным музыкальным событием" и признавала, что трактовка Л.В. Собинова вскрыла новую грань творчества Р.Вагнера, затененную традицией исполнения. Успеху спектакля способствовало также и то, что в партии Эльзы выступила выдающаяся оперная певица, партнерша и друг Л.В. Собинова – А.В.Нежданова.


Л.В. Собинов в роли Вертера из оперы "Вертер" Ж.МасснеДолго и тщательно готовил Л.В. Собинов партию Вертера в одноименной опере Ж.Массне. Впервые к ней партии он приступил в 1903 г., в Италии, где ежегодно летом готовил новые партии. Л.В. Собинов предполагал ее исполнить во время великопостного сезона в Итальянской опере в Петербурге. Спектакль состоялся 12 марта 1904 г. На спектакле присутствовала знаменитая итальянская певица Лина Кавальери. Присланная ею корзина сирени была увита лентой с надписью: "Божественному Собинову с восхищением. Лина Кавальери". На русском языке эту оперу Л.В. Собинов спел впервые в 1907 г. Всего он исполнил ее 50 раз, последний – в 1918 г.


Л.В. Собинов в роли Ромео из оперы "Ромео и Джульетта" Ш. Гуно.Очень долго шел Л.В. Собинов к своему триумфу в опере Ш.Гуно "Ромео и Джульетта". Впервые, оказавшись в Италии в 1900 г., никому еще неизвестный русский певец берет уроки у маэстро Маццоли и начинает готовить партию Ромео. Затем, в 1902 г. он исполняет ее в Москве и вновь работает над ней в Италии, совершенствуя и оттачивая свое мастерство. Л.В. Собинов осматривает Венецию, Падую, Виченцу, Верону, Мантую, Милан, города, переполненные картинами живописцев эпохи Возрождения, он ищет необходимый материал создания задуманного им образа Ромео. Он находит работы образа Карпаччо, его знаменитую "Легенду о св. Урсуле", реальные герои, которые помогали ему воссоздать облик Ромео, поразивший современников красотой и убедительностью. В 1911 г. Л.В. Собинов поет партию Ромео в Ла Скала, критика называла эти выступления триумфальными. А певец с удовольствием мог сказать: "Я имел самый большой из моих успехов в Скала".


Первое выступление Л.В. Собинова за границей состоялось 5 декабря 1904 г. – в театре Ла Скала в Милане он исполнил партию Эрнесто в опере Г.Доницетти "Дон Паскуале". Спектакль прошел 14 раз подряд со все нарастающим успехом. Затем на этой прославленной сцене он исполнил партию Фра-Диаволо в одноименной опере Д.Обера.

По успеху и значимости этапным, важным спектаклем на творческом пути Л.В. Собинова стала опера "Травиата", где он исполнил партию Альфреда. Премьера "Травиаты" была посвящена 5 годовщине со дня смерти Джузеппе Верди и состоялась 14 января 1906 г. Роль Альфреда Л.В. Собинов исполнял с 1899 г. Верный своему методу, он тщательно готовил эту партию и добился блестящего результата. Итальянская критика очень высоко оценила работу Л.В. Собинова.

Позже в Милане на сцене Ла Скала были исполнены партии Де Грие (опера "Манон" Ж.Массне, 1906г.) и Ромео (опера Ш.Гуно "Ромео и Джульетта", 1911 г.). Каждое такое выступление было победой русского певца. Он демонстрировал умение придать итальянскому bel canto поэтическую прелесть, которая является душой русской песенной лирики. Каждый образ был наполнен плотью и кровью, драматическим содержанием. В эти годы русские певцы - Л.В. Собинов, А.В.Нежданова, Ф.И.Шаляпин были желанными гостями на сценах многих европейских театров, они открыли европейской публике новые возможности оперы – как синтеза музыки, пения и театрального действия.

В 1906 г. Комиссия музыкально-драматического училища Филармонического общества приняла решение о присвоении Л.В. Собинову диплома "Honoris causa" (почененый докторский диплом, присуждаемый без защиты диссертации)

После первых успешных выступлений в Италии Л.В. Собинов приобретает европейскую известность, он желанный гость на лучших европейских сценах. В 1907 г. он гастролирует в Монте-Карло. В театре князя Монакского, считавшегося на тот момент самым комфортабельным и роскошным, располагавшим сильной труппой, Л.В. Собинов исполнил партию Эрнесто в опере "Дон Паскуале" Доницетти, Герцога в опере "Риголетто" Верди и Фауста в опере "Мефистофель" Бойто.

Ярким событием театральной жизни Европы в 1907 - 1908 г. были т.н. симфонические сезоны С.А.Кусевицкого в Лондоне в 1907 г. и в Берлине в 1908 г. В них участвовали крупные артистические силы, Ф.Шаляпин, Л.В. Собинов и др. Они имели широкий резонанс в Европе. На одном из спектаклей в Берлине произошел инцидент, из-за которого на Л.В. Собинова обрушилась немецкая пресса. На спектакле, где исполнялась опера А.Бойто "Мефистофель" оркестр разошелся с певцом и Л.В. Собинов в присутствии кайзера Вильгельма позволил себе отстукивать ногой ритм дирижеру. Немецкий двор был шокирован. Все считали, что Л.В. Собинов не будет более приглашен в Королевский театр в Берлине. Но он не только был приглашен, но при вторичном выступлении с оркестром С.Кусевицкого спел "Аделаиду" Л.Бетховена по-немецки, а песню Алеши, кавантину Берендея и песню Левко – по-русски с большим успехом.

1908 – тоже год гастролей. Л.В. Собинов в Мадриде, поет в театре Реаль. Начинались гастроли оперой "Манон", что было рискованным, т.к. за несколько дней до гастролей Л.В. Собинова в этой опере пел блистательный итальянец – Д.Ансельми. "Успех был поражающий" – это слова Л.В. Собинова о спектакле. Еще более рискованным был выбор оперы "Искатели жемчуга" Ж.Бизе. Любимец мадридской публики тенор Гайярре умер по окончании этой оперы, выйдя в кулису театра Реаль. 18 лет ни один певец не рисковал исполнять эту партию в Мадриде. Л.В. Собинов первым нарушил завет молчания. На этом спектакле, по словам Л.В. Собинова, он пережил, может быть, лучшие в жизни минуты. Третья партия, исполненная в Мадриде Л.В. Собиновым – "Фауст" в опере "Мефистофель" А.Бойто. В 1910 г. Л.В. Собинов получил звание заслуженного артиста императорских театров.

Дирекция императорских театров вынуждена была с ростом популярности и европейской известности Л.В. Собинова считаться с его требованиями, идти на некоторые уступки. В 1911 г. по настоянию Л.В. Собинова в Мариинском театре была поставлена опера "Орфей". В соответствии с выдвинутыми им пожеланиями к спектаклю были привлечены режиссер В.Э.Мейерхольд, художник А.Я.Головин, балетмейстер М.М.Фокин. Спектакль "Орфей", где Л.В. Собинов исполнял главную партию, стал крупным событием в театральной жизни России. Он остался, к сожалению, недолго просуществовавшим ярким, замечательным спектаклем, художественные тенденции которого не коснулись общего репертуарного курса театра.

В 1911 г. Л.В. Собинов добился постановки в Большом театре "Богемы" Дж.Пуччини, в которой одновременно выступал в качестве исполнителя роли Рудольфа и как режиссер в сотрудничестве с В.Шкафером. В этой работе Л.В. Собинов проявил массу художественного вкуса, артистического чутья, однако Собинов-певец имел в ней большой успех, чем Собинов-режиссер. Спектакль прошел в течение сезона 1 раз и более не возобновлялся.

Последней партией, включенной Л.В. Собиновым в оперный репертуар, была опера Э.Направника "Дубровский", где Л.В. Собинов исполнял партию Владимира – в 1914 г. В том же году Л.В. Собиновым была еще подготовлена партия Каварадосси в опере "Тоска" Дж.Пуччини. Но она была исполнена певцом лишь дважды.

В репертуаре Л.В. Собинова почти не было ролей, где бы он явился первым их исполнителем на русской сцене. Перед артистом, берущимся за старую роль, тем более, если он своих предшественников видел, встает задача – отойти от всего виденного, избежать подражания, это под силу лишь артисту, наделенному даром самостоятельного творчества. Л.В. Собинову удалось опрокинуть все штампы.

Его Ленский, Фауст, Альфред, Ромео, князь в "Русалке", кавалер в Де-Грие, Лоэнгрин, герцог в "Риголетто" - все они явились преображенными. Образы эти были исполнены артистом с такой художественной убедительностью, при которой терялась условность оперного искусства.

В 1913 г. Л.В. Собинову было представлено звание – Солист его императорского величества. Необычайно обширной была благотворительная деятельность Л.В. Собинова. Кроме многочисленных сборных концертов, в которых он участвовал, были еще так называемые сольные "собиновские". Артисту императорских театров каждый сезон разрешалось устраивать 2 концерта в свою пользу. Л.В. Собинов отдавал их: один – студентам Московского Университета, другой – Медведниковской гимназии, в которой воспитывались его дети. Л.В. Собинов с благодарностью помнил, что будучи студентом, получал помощь от Общества для пособия нуждающимся студентам. С 1916 по 1930 г.г. им ежегодно проводились традиционные благотворительные концерты в пользу этого Общества. Только за первые 6 лет общий сбор с них превысил 40 тыс. рублей.

Благодаря "собиновским" стипендиям смогли получить образование многие известные люди: профессор математики А.С. Бутыгин, писатель Леонид Андреев, революционер И.П. Каляев, казненный в 1905 г., хирург Р.О. Венгловский, драматург Н.И. Тимковский и многие другие.

В 1914 - 1915 г. Л.В. Собинов совершил самые большие концертные поездки в дореволюционный период. В 1914 г., еще до объявления войны, Леонид Витальевич успел объездить 12 городов, на афишах стояли слова – "Л.В. Собинов в пользу больных и раненых воинов". С началом войны он, как военнообязанный, был прикомандирован к Комитету Мраморного дворца, в задачи которого входил сбор средств для раненых воинов. (фото) В 1915 г. Л.В. Собинов объездил 22 города с этой целью. Его можно было видеть на Кузнецком мосту с кружкой для сбора средств на нужды раненых. Вклад его в сбор средств был значительным, не случайно Леонид Пастернак подарил ему свою известную работу "Раненый солдат", которая появилась буквально в первые дни войны, широко тиражировалась и продавалась в сотнях, тысячах экземпляров.

В марте 1917 г. коллектив Большого театра избрал Л.В. Собинова директором театра. Главной своей задачей в это переходное время он считал сохранение крупнейшего по величине и мировому значению художественного коллектива. Но долго совмещать работу директора и артистическую деятельность было сложно. Кроме того, в начале 1918 г. у него обнаружились разногласия с Советом Большого театра, который стремился сосредоточить в своих руках все руководство коллективом, игнорируя принцип единоначалия. Поэтому 31 января 1918 г. Л.В. Собинов снимает с себя полномочия директора и продолжает службу в Большом театре только как артист.

Осенью 1918 г. согласно ранее заключенному контракту, Л.В. Собинов уезжает на юг. Гражданская война задержала его надолго на Украине. Обосновавшись с семьей в Севастополе, он оказывается в роли заведующего подотдела искусств отдела народного образования. В его поле зрения – самодеятельность, хоровые, музыкальные, литературные кружки в школах, клубах, на кораблях и в частях Черноморского военно-морского флота. Много времени и сил он отдал своему любимому детищу в Севастополе – народной консерватории, симфоническому оркестру, на создание которого положил немало труда.

В 1921 г. Л.В. Собинов возвращается в Москву. В мае его назначают директором Большого театра, но не чувствуя призвания к административной работе, он настоял на освобождении его от этой должности.

В 1923 г. Л.В. Собинов отмечает юбилей – 25-летие сценической деятельности. Вторым юбилеем в этом году было 100-летие Большого театра. Л.В. Собинов получил звание Народного артиста республики.

В 1930 г. Л.В. Собинову удалось получить в Советском Союзе годовой отпуск. Он поселился с семьей в Риге, туда переехал старший сын от первого брака – Борис Леонидович – на тот момент эмигрант, живший в Германии. В Берлине он закончил "Staatliche akademische Hocksehule fur musik", стал профессором, преподавателем, композитором. Они предприняли большой совместный концертный тур, выступали в Латвии, Финляндии, Эстонии, Польше, на Балканах, в Германии и Франции.

6 декабря 1930 г. состоялось их совместное выступление в парижском зале "Гаво", туда собралась вся бывшая русская аристократия. Это было прощание Л.В. Собинова с его публикой, которая рукоплескала ему когда-то в залах Большого и Мариенского театров. Почувствовать атмосферу этого концерта помогли воспоминания протоирея Б.Г.Старка.

С середины 1920-х годов необычайного размаха достигает концертная деятельность Л.В. Собинова.

Можно сказать, что он объехал весь Советский Союз: от Белого до Черного моря, от западных границ до Дальнего Востока. Жители более 60-ти городов имели возможность увидеть выдающегося оперного певца, познакомиться с его искусством. Он концертирует в Архангельске и Вологде, сибирских городах – Челябинске, Омске, Новосибирске, Красноярске; Л,В.Собинов впервые выступает в Улан-Удэ и Владивостоке. Затем последовали выступления Смоленске, Курске, Брянске, Орле, Витебске, в индустриальных центрах – Луганске, Артемовске, Мариином, Таганроге, Днепропетровске. Л.В. Собинова увидели зрители волжских городов: Ярославля, Нижнего Новгорода, Саратова, Сталинграда, Астрахани и др.

Впервые в своей жизни Л.В. Собинов побывал с концертами в Краснодаре, Махачкале, Фрунзе, Ашхабаде, Ташкенте, Тбилиси, Баку и Ереване.

Последняя длительная поездка певца состоялась летом 1932 г. на Урале, Л.В. Собинов пел в Свердловске, Челябинске, Магнитогорске. В 1933 г. Л.В. Собинов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Этой наградой был отмечен юбилей артиста – 35-летие сценической деятельности. В этот юбилейный вечер он поет свои любимые партии: Ленского, Лоэнгрина. С ним на сцену в юбилейном спектакле выходят молодые артисты – И.Козловский, П.Норцов, М.Рейзен – певцы нового поколения, которые будут блистать на сцене Большого театра после ухода "мэтра".

Л.В. Собинов никогда не занимался педагогической деятельностью. Но в последний год жизни он получил приглашение от К.С.Станиславского, с которым Л.В. Собинова связывала дружба,длившаяся всю жизнь, стать художественным руководителем оперной студии им. К.Станиславского. Он принял предложение, с воодушевлением начал работать с молодыми певцами. Но идеям и планам Л.В. Собинова не удалось осуществиться. 14 октября 1934 г. Л.В. Собинов скончался в возрасте 62 лет.